Л.К., 42 года, Беларусь — отзыв

Музыка, написанная 05.11.15 «структурирование пространства». Я включаю эту музыку:
1. В начале занятий с малышами по английскому языку.
2. В начале занятий по контактной импровизации.
3. В начале своих тренировок.
4. На работе в офисе (музыка играет почти постоянно)
5. Когда мне надо подготовиться к занятиям с малышами – подобрать материалы, сделать пособия, организовать все материалы в нужном порядке.

Общие наблюдения – ощущение, как будто появляется специальный временной и пространственный «коридор» для того, чем я занимаюсь.

Кажется, что становится больше времени, и за единицу времени я успеваю сделать в полтора-два раза больше, чем обычно. Ощущение, что ненужные мелочи и факторы уходят из пространства, помогая сконцентрироваться на работе. Часто появляется ощущение легкого, прозрачного, поддерживающего пространства.

Часто я иду на занятия с малышами с готовыми пособиями и идеями тех игр, которые можно было бы использовать – готовые планы занятий как правило не работают. Если я использую перед занятием и/или в начале занятия музыку, то, как правило, я более спокойная и собранная, расслабленная, и мне легче «ловить» настроение и состояние ребятишек и отслеживать их идеи и действия, «вписывать» эти идеи и действия в контекст занятия или сразу же на основе этих идей придумывать игры. Получаются живые, продуктивные занятия, на которых и я и дети получаем удовольствие. У меня есть такое ощущение, что дети запоминают точнее и быстрее. Иногда они за одно занятие запоминают практически все слова! Я практически не устаю на этих занятиях и мне удается сделать много полезных наблюдений и о детях и о самом процессе. Для меня становится легче отпустить «контроль» за действиями, дисциплиной и дети, получая больше свободы обсуждать материал, предлагать свои решения, чувствуют себя свободнее и мы становимся «сотворцами». Мне кажется, они это чувствуют.

Занятия по контактной импровизации еще более непредсказуемые, так как я никогда не знаю, сколько и какие люди придут. Я продумываю некоторые моменты занятия, но обычно занятие создается здесь и сейчас.
Перед занятием я включаю музыку и у меня такое ощущение, что музыка «чистит» пространство и «раздвигает, расширяет» его – в смысле физическом, энергетическом и эмоциональном. Как если бы мы жили в маленькой квартире, а потом переехали с той же мебелью в квартиру в три раза большую – такой образ. Так как мы много работаем с телом, движением в импровизационно – исследовательском ключе, то в свободном движении люди, конечно же, обретают не только физические навыки, но и освобождаются психологически (хотя я на том практически никогда не акцентирую внимание). Чистота пространства для этого процесса мне кажется очень важной.

Я заметила, что у тех, кто ходит постоянно, вдруг случаются «прорывы» и они начинают с большей легкостью и готовностью делать то, что раньше делать вообще не могли. Занятие само собой структурируется и складывается, такое чувство, что от меня требуется только «ловить» сигналы.

Если говорить обо мне самой, то у меня тоже случилось «переключение». Я перестала пытаться вести занятия по «правилам», я вам показываю, вы учитесь, перестала мучиться тем, как провести и какой материал было бы правильнее дать. Наверное, больше поверила в себя и в свои интересы в материале. Я стала проводить занятия лабораторно-исследовательского характера, предлагая к исследованию те вопросы, которые в первую очередь кажутся мне интересными и полезными для овладения танца. (и что, видимо, несколько отличается от подхода в «мировом сообществе контактной импровизации») Не знаю, к чему это приведет, но мне занятия стали приносить больше удовольствия и больше пищи для размышлений.

На работе в офисе большая помощь в том, что не только структурируется пространство, но и сама работа выполняется легче. Работа с компьютером, финансовыми документами и программами требует большой точности и концентрации, усидчивости – что довольно скучно и трудно для меня. Когда появилась музыка, мне стало легче концентрироваться, быть собранной, не отвлекаться. Более того, включается интуиция на неверные действия – т.е. там где появилась незамеченная ошибка, у меня включается «звоночек» перепроверить. И есть такое предположение, что когда я забываю флэшку с музыкой, этот эффект все равно сохраняется.

Перед моими тренировками я включаю музыку, мне кажется, она «готовит» пространство к процессу, помогает выбрать направление процесса. Так как я работаю с импровизациями и исследую свои собственные идеи в движении, важно не рассеивать внимания и не бросаться из стороны в сторону, а хорошо и на достаточно длительное время сконцентрироваться на процессе. В тех моментах, где мне нужно выработать определенный навык или развить чувствительность в движении или к частям тела – мне кажется, что процесс идет быстрее и появляются нужные образы и идеи, которые помогают в этих процессах.